|
Колесный тюнинг "девятки" (диски с маленьким вылетом
и проставки)
УРОКИ ГЕОМЕТРИИ
Прежде
чем приступать к дорожным испытаниям, попробуем проанализировать,
что нас может ждать. Начнем с колес или просто дисков, как их называет
большинство водителей. Напомним, что размер стандартного диска ВАЗ-2108
— 5Jx13, то есть ширина обода — пять дюймов, а посадочный диаметр
— тринадцать. Наши новые колеса шире на один дюйм, и при этом вылет
составляет всего семь миллиметров, о чем свидетельствует маркировка
"ЕТ7".
Вылет
в данном случае — это расстояние от плоскости крепления колеса до
вертикальной плоскости симметрии, а проще говоря, до его центра
(см. рис. 1). Для переднеприводных ВАЗов эта величина составляет
38 мм. Уменьшая ее до семи миллиметров, мы тем самым уводим плоскость
вращения каждого колеса на 31 мм наружу относительно кузова автомобиля.
Увеличивается на 62 мм колея, шины "вываливаются" за габариты
кузова, плечо обкатки (см. рис. 2) из отрицательного превращается
в положительное. Последнее должно, в первую очередь, сказаться на
устойчивости автомобиля при торможении: при неоднородном покрытии
под левыми и правыми колесами "девятка" будет гораздо
сильнее стремиться развернуться.
Теперь
— проставки. Многие их ставят не ради увеличения клиренса и даже
не во имя псевдоувеличения грузоподъемности (чтоб брызговики по
асфальту не царапали). Основная цель — внешний вид. Кому-то кажется,
что задранная Самара смотрится агрессивнее, наглее. Как правило,
те же эпитеты могут охарактеризовать и манеру езды на этих автомобилях.
Но это отдельный разговор.
А пока — действительно ли проставки влияют на дорожный просвет?
Передние и впрямь увеличивают расстояние между землей и ближней
к ней точкой кузова (его передней частью). Задние же поднимают кузов,
но ведь расстояние от земли до балки задней подвески остается тем
же. Так что дорожный просвет не увеличивается.
ХАЛТУРА!
Для
эксперимента мы приобрели восемь одинаковых шин БИ-391 размерности
175/70 R13. Один комплект установили на стандартные вазовские диски,
другой — на широкие легкосплавные. Сначала поставили на ВАЗ-2109
стандартные колеса и провели цикл испытаний, чтобы оценить исходное
состояние автомобиля: езда в штатных режимах, торможение на миксте,
выполнение маневров "переставка" и "поворот".
Подробно рассказывать о поведении "девятки" смысла нет.
Упомянем лишь об одной особенности, о которой большинство владельцев
переднеприводных ВАЗов вряд ли знают. Выполняя маневр "поворот",
то есть двигаясь по дуге радиусом 35 метров с максимальной скоростью,
пустая "девятка" чуть ли не на 20 сантиметров отрывает
заднее колесо. Да и переднее нет-нет да и оказывается в воздухе,
недвусмысленно намекая на вероятность опрокидывания.
Теперь ставим широкие колеса. Проехав первую змейку, мы тут же
поняли, что без проставок под пружины на этих колесах ездить невозможно.
Даже на пустой машине задние шины в поворотах цепляются за отбортовку
крыльев.
А
что, если автомобиль загрузить?.. Уж лучше побыстрее его приподнять.
Задние проставки, которые устанавливаются между амортизаторами и
балкой подвески, поднимают кузов на 55 мм. Передние — на 20 мм.
И если задние мы легко установили за 20 минут, то из-за передних
пришлось на день перенести испытания. Сняв одну из стоек (по-другому
проставки не установить), мы обнаружили, что проставки изготовлены
халтурно: они оказались на размер меньше. И мы вынуждены были отправиться
в наш техцентр, чтобы привести размеры в норму.
Итак, машина поднята. Теперь надо отрегулировать углы установки
колес, поскольку после монтажа проставок развал явно увеличился.
ХУЖЕ ИЛИ ЛУЧШЕ?
Первое, что дает о себе знать, — резко возросло усилие на рулевом
колесе.
Разгон. Если дело происходит на неровной дороге или под левыми
и правыми колесами покрытие разное (например, при выезде с обочины),
то руль сильно дергается и требует "жесткой руки". При
прямолинейном движении мы не почувствовали серьезных отличий от
стандартного варианта, хотя мелкие неровности теперь жестче передаются
на кузов и особенно на руль.
В повороте автомобиль стал резче реагировать и на увеличение подачи
топлива, и на доворот руля. Это сказалось и на выполнении маневра
"переставка" — предельная скорость немного снизилась.
А при маневре "поворот" — наоборот. Увеличилась скорость,
крены стали меньше, исчезла поперечная раскачка. А самое главное,
теперь "девятка" твердо стоит на асфальте всеми четырьмя
колесами. Предпосылки к опрокидыванию исчезли.
Торможение на миксте. Под левыми колесами
автомобиля — скользкая базальтовая плитка
|
|
Удержать на "переставке" ВАЗ-2109
на расставленных колесах сложно...
|
А что с тормозами? Под правыми колесами — бетонное покрытие, под
левыми — базальтовая плитка. Коэффициент сцепления последней в два
раза меньше. На стандартных колесах здесь машину разворачивало градусов
на 10—15, не более. Теперь ВАЗ-2109 поворачивается уже на 45o. Это
— из-за положительного плеча обкатки: управляемые колеса доворачиваются
в сторону покрытия с большим коэффициентом сцепления. И еще. Эффективность
замедления упала. Ведь регулятор тормозных сил теперь чересчур рьяно
оберегает задние колеса от блокировки. Вот они и тормозят в четверть
силы. Задрав заднюю часть автомобиля, необходимо заново настроить
регулятор тормозов. Но этим хлопотным делом мы решили не заниматься.
С ПРОСТАВКАМИ, НО БЕЗ ШИРОКИХ КОЛЕС
Напоследок
мы решили проверить вариант с проставками и стандартными колесами.
ВАЗ-2109 стал проще и понятнее в управлении (особенно в предельных
режимах), уменьшилось до стандартной величины усилие на руле, исчезли
рыскания автомобиля при разгоне и торможении, "девятка"
перестала быть чересчур "нервной", как это было с широкими
колесами.
Из противопоказаний: возросли крены кузова, и автомобиль опять
начал задирать в повороте "заднюю ногу".
*** Признаться, мы ожидали более существенных (и более неприятных)
изменений в поведении нашей "девятки" после проставочно-дисковых
вмешательств. Есть ряд минусов, но, как выяснилось, есть и плюсы.
Так что тех, кто собирается переоборудовать свой автомобиль по вышеописанной
схеме, мы отговаривать не вправе. Напомним лишь о том, что колеса
с малым вылетом больше нагружают ступичные подшипники. Однако достоверно
говорить об уменьшении их долговечности можно лишь после ресурсных
испытаний. Может, кто-то из читателей поделится своими впечатлениями
от длительной эксплуатации Самар на расставленных колесах?
Результаты испытаний Авторевю
|
ВАЗ-2109 стандарт
|
ВАЗ-2109 с проставками и колесами 6Jx13
|
Предельная скорость выполнения маневра “переставка”, км/ч |
94,0
|
93,3
|
Предельная скорость выполнения маневра “поворот”, км/ч |
76,0
|
77,6
|
С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ О. РАСТЕГАЕВ
Фото О. Растегаева
Авторевю
|
|