|
Плюсы и минусы
спойлеров, дефлекторов, накладок
Задача: определить влияние подобной “бижутерии” на эксплуатационные
показатели машины и влияние установки таких аксессуаров на аэродинамику
автомобиля, обзорность, шумы в машине, вентиляцию салона…
Симпатичны, опасны, бесполезны…
Чего только не увидишь в машине автомобильного модника?
Задача: определить влияние подобной “бижутерии” на эксплуатационные
показатели машины и влияние установки таких аксессуаров на аэродинамику
автомобиля, обзорность, шумы в машине, вентиляцию салона…
Работа разделена на два этапа. На первом этапе эксперты оценивали
каждый навесной элемент и их сочетания в условиях реального движения.
На втором исследовали аэродинамику автомобилей ВАЗ – 2109 и ВАЗ
– 2110 при различных вариантах “обвески” в аэродинамической трубе
Дирекции технического развития ВАЗа.
Элементы навески могут оказаться полезными или вредными с позиций
аэродинамики, и не только ее. При этом некоторые отрицательные эффекты
предсказать умозрительно, без исследований в аэродинамической трубе,
практически невозможно.
Результаты продувки в аэродинамической трубе (см. табл. 1 - 4).
Табл.1 Исходные аэродинамические характеристики автомобилей Аэродинамические
характеристики ВАЗ-2109 ВАЗ-2110
Аэродинамические характеристики |
ВАЗ-2109 |
ВАЗ-2110 |
Сх |
коэффициент аэродинамического сопротивления |
0,468 |
0,339 |
Сz1 |
коэффициент аэродинамической подъемной силы передней оси |
0,113 |
0,071 |
Сz2 |
коэффициент аэродинамической подъемной силы задней оси |
0,082 |
0,118 |
F |
"мидель" (площадь проекции автомобиля на поперечную плоскoсть),
м2 |
1,890 |
1,962 |
CxF |
фактор обтекаемости автомобиля, м2 |
0,885 |
0,665 |
Табл.2 Результаты продувки навесных элементов на автомобиле ВАЗ-2109
|
Cx |
изм. Сх |
Сz1 |
Cz2 |
исходное состояние |
0,468 |
|
0,113 |
-0,082 |
накладка на капот |
0,481 |
+0,013 |
0,139 |
-0,082 |
накладки на боковые стекла |
0,467 |
-0,001 |
0,111 |
-0,082 |
спойлер |
0,461 |
-0,007 |
0,112 |
-0,070 |
дефлектор |
0,466 |
-0,002 |
0,193 |
+0,187 |
спойлер + дефлектор |
0,450 |
-0,011 |
0,179 |
+0,109 |
накладки на ручки дверей |
0,467 |
-0,001 |
0,111 |
-0,083 |
спойлеры стеклоочистителей |
0,469 |
+0,001 |
0,111 |
-0,083 |
защитные накладки дверей |
0,469 |
+0,001 |
0,115 |
-0,082 |
Табл.3 Результаты продувки навесных элементов на автомобиле ВАЗ-2110
|
Cx |
изм. Сх |
Сz1 |
Cz2 |
исходное состояние |
0,339 |
|
0,071 |
0,118 |
накладка на капот |
0,348 |
+0,009 |
0,085 |
0,106 |
накладки на боковые стекла |
0,338 |
-0,001 |
0,074 |
0,116 |
спойлер |
0,334 |
-0,005 |
0,066 |
0,069 |
Табл.4 Подъемные силы (кгс)по осям автомобиля ВАЗ-2109 на скоростях
72 и 144 км/час
|
Pz1-72 |
Pz2-72 |
Pz1-144 |
Pz2-144 |
исходное состояние |
5,3 |
-3,9* |
21,4 |
-15,5* |
накладка на капот |
6,6 |
-3,9* |
26,3 |
-15,5* |
спойлер задней двери |
5,3 |
-3,3* |
21,2 |
-13,2* |
дефлектор |
9,1 |
8,8 |
36,5 |
35,3 |
спойлер + дефлектор |
8,5 |
5,2 |
33,8 |
20,6 |
* Прижимающая сила.
Pz1 - подъемная сила на передней оси; Pz2- подъемная сила на
задней оси. |
Накладка на капот, в народе именуемая “мухобойкой”.
Предположительное назначение – защита ветрового стекла от насекомых.
Цена 500 – 600 рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе:
ВАЗ – 2110 – увеличение коэффициента аэродинамического сопротивления
на 0,009 (2,7%). Увеличение аэродинамической подъемной силы на передней
оси на 19,7%, на задней оси – на 10,2%.
ВАЗ – 2109 - увеличение коэффициента аэродинамического сопротивления
на 0,013 (2,8%). Увеличение аэродинамической подъемной силы на передней
оси на 23%.
Результаты экспертной оценки:
На машинах с накладками комары и мошки продолжают биться о стекло
и размазываться по нему так же, как и без накладок. Реально “мухобойка”
защищает от бомбардировки только ту узкую зону, которую прикрывает.
Крепится накладка опять же не к воздуху. В узкую щель между ней
и капотом вместе с возникающим вихрем хорошо всасывается песок,
удалить который, не сняв накладку, сложно. А так как в движении
и капот, и накладка вибрируют, то песчинки оставляют на лакокрасочном
покрытии все более глубокие царапины.
Плюсы – сомнительные.
Минусы – некоторое увеличение расхода топлива и аэродинамической
подъемной силы; натиры на передней кромке капота под накладкой при
длительной ее эксплуатации.
Резюме – “мухобойки” не просто бесполезны – в какой – то мере
даже вредны.
Накладки на боковые стекла.
Предположительное назначение – уменьшает поддувание воздуха и попадание
дождя в салон при открытых стеклах.
Цена 100 – 200 рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе:
На коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияют.
Результаты экспертной оценки:
Значительно ухудшилась обзорность из –за “расширения” рамы ветрового
стекла. Через накладки 2110 увидеть что – либо трудно – очень темные.
Накладки 2109 и вовсе не прозрачные Вместе с тем уменьшились сквозняки
в салоне, особенно при частично открытом окне, в салон меньше проникает
каплей дождя, хорошо вытягивается сигаретный дым.
Плюсы – ослабление сквозняков в салоне, защита его от дождя.
Минусы – ухудшение обзорности.
Резюме – меняем “шило на мыло”. Накладки улучшают воздухообмен
в салоне, ослабляют сквозняки, но достигается это ухудшением обзорности.
Спойлер на крышку багажника ВАЗ – 2110.
Предположительное назначение – “для красоты”.
Цена 900 рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе:
Снижение коэффициента аэродинамического сопротивления на 0, 005
(1,5%) и аэродинамической подъемной силы на передней оси на 7%,
на задней – на 41,5%.
Результаты экспертной оценки:
При обычной эксплуатации изменений в поведении автомобиля не замечено.
Дополнительный стоп - сигнал на спойлере признан полезным.
Плюсы – улучшение аэродинамических характеристик автомобиля.
Минусы – не отмечены.
Резюме – симпатично. Полезно с точки зрения аэродинамики.
Спойлер на дверь задка “Самары”.
Предположительное назначение – “для красоты”.
Цена 800 рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе:
Снижение коэффициента аэродинамического сопротивления на 0,007 (1,5%)
и аэродинамической силы, прижимающей к дороге заднюю ось, на 14,6%.
На переднюю практически не влияет.
Результаты экспертной оценки:
Изменений в поведении автомобиля не отмечено. Несколько меньше загрязняется
стекло двери задка – спойлер частично отсекает от двери возмущенный
поток воздуха, поднимающий грязь, пыль или снег с дорожного полотна.
Дополнительный стоп – сигнал полезен.
Плюсы – снижение загрязнения заднего стекла; улучшение обтекаемости
автомобиля.
Минусы – не отмечены.
Резюме - симпатично. Полезно с точки зрения аэродинамики.
Накладки на ручки дверей автомобилей “Самара”.
Предположительное назначение – “для красоты”.
Цена 80 рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе:
На коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияют.
Результаты экспертной оценки:
Ручками дверей стало труднее пользоваться – сложнее найти “курок”.
Дизайн же – дело вкуса…
Плюсы – нет.
Минусы – нет.
Резюме – сущая безделица.
Дефлектор на “затылок” “Самары”.
Предположительное назначение – уменьшение загрязнения заднего стекла
Цена 200 рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе:
На коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияют.
Аэродинамическая подъемная сила при скорости 144 км/ч увеличивается
на передней оси с 21,4 до 36,5 кгс, а на задней меняется с прижимающей
(-15,5 кгс) на подъемную (35,3 кгс).
Результаты экспертной оценки:
Заднее стекло в дождливую погоду загрязняется мало. Эффективность
работы дефлектора зависит от правильной установки. Отмечаются колебания
дефлектора, возникающие на определенных скоростях.
Плюсы – предотвращается загрязнение заднего стекла.
Минусы – значительно увеличивает аэродинамические подъемные силы.
Резюме – полезен для сохранения чистоты заднего стекла. Опасен
на высоких скоростях. Наиболее нежелателен зимой, на скользких дорогах,
особенно если на задней оси установлены нешипованные шины. Целесообразна
установка дефлектора в паре со спойлером – он позволяет значительно
компенсировать вызванную дефлектором подъемную силу на задней оси.
Защитные накладки двери для “Самары”.
Предположительное назначение – защита лакокрасочного покрытия дверей,
когда они, открываясь, соприкасаются с “соседями” на стоянках и
со стенками в гараже.
Цена 30 рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе:
На коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияют.
Результаты экспертной оценки:
Накладки действительно оберегают от повреждений кромки дверей автомобиля
при соприкосновении со стенкой гаража или боковиной близко стоящей
машины.
Плюсы – назначение оправдывают.
Минусы – нет.
Резюме – накладки полезны тем, кто пользуется тесными стоянками
и узкими гаражами. С точки зрения аэродинамики практически безвредны.
Спойлер рычагов стеклоочистителя для “Самары”.
Предположительное назначение – повышение эффективности очистки
стекла на высоких скоростях благодаря дополнительному аэродинамическому
прижиму к стеклу.
Цена 50 рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе:
На коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияют.
Результаты экспертной оценки:
Повышения эффективности очистки стекла не отмечено.
Плюсы – нет.
Минусы – нет.
Резюме – выброшенные деньги.
По материалам журнала “За рулем”, февраль 2000 г.
|
|