Карбюратор - сложный и точный прибор. Его задача - обеспечение смешения в определенных пропорциях воздуха и топлива, обеспечение удовлетворительной работы двигателя на всех режимах (пуск холодного двигателя, работа на холостом ходу, разгон, резкое ускорение автомобиля и т.д.). Разработка, изготовление макетных и опытных образцов, а также их доводка - длительный и трудоемкий процесс.
Длительность доводки карбюратора объясняется тем, что из всех возможных вариантов нужно выбрать один оптимальный, который обеспечил бы автомобилю хорошую динамику, экономичность и низкую токсичность. Надо добавить, что эти показатели находятся в сложной зависимости друг от друга.
Производство карбюратора требует применения точного и высокопроизводительного оборудования. Некоторые детали изготовляются на прецизионном (высокоточном) оборудовании. Некоторые детали проходят 100%-ный пооперационный контроль. Полностью изготовленные карбюраторы проходят окончательную проверку на технологических автоматических безмоторных вакуумных установках.
В общем, разборка и изготовление макетных и опытных образцов карбюраторов, их доводка и испытания, а затем подготовка производства и массовый выпуск - дело очень сложное и очень ответственное. Этой работой занимаются профессионалы высочайшей квалификации, влюбленные в свою работу и гордые тем, что их специальность уникальна. Таких специалистов у нас в СНГ не более пятидесяти. В этом деле не должно быть ошибки. После начала массового производства ошибка может иметь далеко идущие последствия. Такой ошибкой был карбюратор К126-1107010 с параллельным открытием дроссельной заслонки, предназначенной для двигателя автомобиля "Москвич-408" (кстати, первый двухкамерный карбюратор на легковой двигатель). Последствия этой ошибки ощущаются до сих пор на двигателе "Москвича-412": очень плохо распределяется смесь по цилиндрам, так как первая камера расположена ближе к двигателю.
Переходя к рассмотрению карбюратора, начнем с детали, которую, по бытующему мнению, можно изготовить самостоятельно (кустарным способом), -- с жиклера.
На рис. 2а изображена проточная часть главного топливного жиклера карбюраторов 2101, 2103, 2105 и 2107.
На рис. 2б показана проточная часть главного топливного жиклера карбюратора 2108. Обратите внимание, какое совершенство! Какая точность и чистота поверхности отверстия! С какой точностью выполнены его диаметр и длина! А чего стоят закругленные радиусом вход и выход! Теперь ответьте, пожалуйста, можно ли такое чуда "ковырять" сверлом или заменять его "самопалом"?!
Так вот, оказывается, такая чистота, точность и длина калибровочного отверстия необходимы для заданной пропускной характеристики жиклера, которая обеспечивает нужную характеристику карбюратора.
Рис. 2. Главные топливные жиклеры карбюраторов: а - карбюраторы 2101, 2103, 2105 и 2107; б - карбюратор 2108.
Еще несколько слов о жиклерах. Допустим (а это часто бывает при переборке), перепутаны местами главные топливные жиклеры первой и второй камер. В карбюраторе 2106 в первой камере главный топливный жиклер имеет диаметр 1,3 мм, а во второй камере - 1,4 мм; разница площадей сечения составляет 16%. Площади сечений главных топливных жиклеров карбюратора 2105 диаметрами 1,07 и 1,62 мм соотносятся как 1:2,31, т.е. разница составляет 231%! Стоит перепутать их местами и получим полный отказ карбюратора в работе.
Стоит перечислить все главные топливные жиклеры карбюраторов производства Димитровоградского автоагрегатного завода (ДААЗ), применяемые на автомобилях "Жигули" (кроме 2108) и "Москвич": 107; 109; 112; 120; 125; 128; 130; 135; 140; 150; 157; 162. Здесь и далее обозначение каждого жиклера представляет собой его диаметр в миллиметрах, умноженный на 100. Обратите внимание, что между жиклерами 107 и 109, а также между жиклерами 128 и 130 разница всего 0,02 мм. Их делают не зря. Эти "сотки" очень сильно влияют на производительность жиклеров.
А что же получается с топливными жиклерами холостого хода? Такие жиклеры сейчас выпускают трех типов: 45, 50, 60 (размеры 0,45; 0,50; 0,60 мм). Соотношение площадей их сечений составляет 1:1,23:1,7.
В табл. 2 показаны параметры всех карбюраторов производства ДААЗа для двигателей ВАЗ.
Для правильного пользования этой таблицей необходимо знать разницу между распылителями 4,5; 4,0 и 3,5 (рис. 3). Помимо конструктивных различий каждый из распылителей имеет разную площадь щели мм2. Эти площади эквивалентны площади круга диаметром соответственно 4,5; 4,0 и 3,5 мм. Можно проверить по формуле площади круга.
Если внимательно изучать таблицу, выявится одна закономерность. Для всех вазовских двигателей во всех модификациях карбюраторов 2101, 2103 и 2106 в первой камере применяют только два варианта сочетаний распылителей смеси и жиклеров, т.е. если в первой камере установлен распылитель смеси 4,5, то применяют главный топливный жиклер 135 и главный воздушный жиклер 170. А если распылитель смеси в первой камере 4,0, то используют главный топливный жиклер 130 и воздушный жиклер 150. Это очень важно знать тем, кто пользуется ремонтными комплектами.
Рис. 3. Конструкции распылителей смеси:
а - распылитель 4,5; б - распылитель 4,0; в - распылитель 3,5.
Таблица 2. Параметры карбюраторов производства ДААЗа.
Обозначение карбюратора |
Двигатель ВАЗ |
Распылитель смеси I камеры |
Распылитель смеси II камеры |
||
Обозначение |
Маркировка |
Обозначение |
Маркировка |
||
2101-1107010 |
|||||
2101-1107010-02 |
2101; 21011 |
2101-1107410 |
4,5 |
2101-1107410 |
4,5 |
2101-1107010-03 |
2101; 21011 |
2101-1107410-10 |
4,0 |
2101-1107410 |
4,5 |
2101-1107010-30 |
2101; 21011 |
2101-1107410-10 |
4,0 |
2101-1107410-10 |
4,0 |
2103-1107010 |
2103; 2106 |
2101-1107410 |
4,5 |
2101-1107410 |
4,5 |
2103-1107010-01; 2106-1107010 |
2103; 2106 |
2101-1107410-10 |
4,0 |
2101-1107410-10 |
4,0 |
2105-1107010-10 |
2101; 21011 |
2105-1107410 |
3,5* |
2101-1107410 |
4,5 |
2105-1107010; 2105-1107010-20 |
2101; 21011; 2105 |
2105-1107410 |
3,5* |
2101-1107410 |
4,5 |
2107-1107010; 2107-1107010-20 |
2103; 2106 |
2105-1107410 |
3,5* |
2107-1107410 |
4,5* |
2107-1107010-10 |
2103; 2106 |
2105-1107410 |
3,5* |
2107-1107410 |
4,5* |
2108-1107010 |
2108 |
2108-1107410 |
|
2108-1107410 |
--- |
*распылитель со штифтом
маркировка жиклеров карбюратора
Обозначение карбюратора |
Топливный главной системы |
Воздушный главной системы |
Топливный холостого хода |
Воздушный холостого хода |
Жиклер ускорительного насоса |
|||||
I кам. |
II кам. |
I кам. |
II кам. |
I кам. |
II кам. |
I кам. |
II кам. |
топливный |
перепускной |
|
2101-1107010 |
135 |
135 |
170 |
190 |
45 |
60 |
180 |
70 |
40 |
40 |
2101-1107010-02 |
130 |
130 |
150 |
190 |
50 |
45 |
170 |
170 |
40 |
40 |
2101-1107010-03; 2101-1107010-30 |
130 |
130 |
150 |
200 |
45 |
60 |
170 |
70 |
40 |
40 |
2103-1107010 |
135 |
140 |
170 |
190 |
50 |
80 |
170 |
70 |
50 |
40 |
2103-1107010-01; 2106-1107010 |
130 |
140 |
150 |
150 |
45 |
60 |
170 |
70 |
40 |
40 |
2105-1107010-10 |
109 |
162 |
170 |
170 |
50 |
60 |
170 |
70 |
40 |
40 |
2105-1107010; 2105-1107010; 2105-1107010-20 |
107 |
162 |
170 |
170 |
50 |
60 |
170 |
70 |
40 |
40 |
2107-1107010; 2107-1107010-20 |
112 |
150 |
150 |
150 |
50 |
60 |
170 |
70 |
40 |
40 |
2107-1107010-10 |
125 |
150 |
190 |
150 |
50 |
60 |
170 |
70 |
40 |
40 |
2108-1107010 |
97,5 |
97,5 |
165 |
125 |
42±3 |
50 |
170 |
120 |
35/40 |
--- |
Обозначение карбюратора |
Жиклер эконостата |
Жиклер пневмопривода |
Жиклер демпфирующий пускового устройства |
Приоткрытие дроселя при запуске (размер А), мм |
Приоткрытие воздушной заслонки пусковым устройством (размер Б), мм |
Уровень топлива в поплавковой камере, мм |
|||
2101-1107010 |
150 |
90 |
170 |
-- |
-- |
70 |
0,75-0,85 |
7±0,25 |
7±0,25 |
2101-1107010-02 |
150 |
90 |
170 |
-- |
-- |
70 |
0,75-0,85 |
7±0,25 |
7±0,25 |
2101-1107010-03; 2101-1107010-30 |
150 |
120 |
150 |
-- |
-- |
70 |
0,75-0,85 |
7±0,25 |
6,5±0,25 |
2103-1107010 |
180 |
120 |
160 |
-- |
-- |
70 |
0,8-0,9 |
7±0,25 |
7±0,25 |
2103-1107010-01; 2106-1107010 |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
70 |
0,8-0,9 |
7±0,25 |
6,5±0,25 |
2105-1107010-10 |
150 |
120 |
150 |
120 |
100 |
70 |
0,7-0,8 |
5±0,5 |
6,5±0,25 |
2105-1107010; 2105-1107010-20 |
150 |
120 |
150 |
120 |
100 |
70 |
0,5-0,8 |
5±0,5 |
6,5±0,25 |
2107-1107010; 2107-1107010-20 |
150 |
120 |
150 |
150 |
120 |
70 |
0,9-1,0 |
5,5±0,25 |
6,5±0,25 |
2107-1107010-10 |
150 |
120 |
150 |
150 |
120 |
70 |
0,9-1,0 |
5,5±0,25 |
6,5±0,25 |
2108-1107010 |
60 |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
0,85 |
3±0,2 (низ) |
25,5±1,0 (остаток) |
Поверьте мне на слово, хорошие результаты по экономичности, динамике и токсичности можно получить только тогда, когда карбюратор точно соответствует приведенной таблице. Экспериментировать ни к чему, зря потратите время!
Несколько слов о взаимозаменяемости карбюраторов для разных двигателей.
Карбюраторы 2101 (снят с производства) всех модификаций и карбюраторы 2105-1107010-10 предназначены только для двигателей 2101 и 21011, на которых установлены распределители зажигания первого выпуска (без вакуум-корректора).
Карбюратор 2105-1107010-20 устанавливается на двигатели 2101 и 21011 последнего выпуска (распределители зажигания снабжены вакуум-корректором).
Карбюратор 2105-1107010 применяют на двигателях 2101, 21011 и 2105, установленных только на автомобилях ВАЗ-2105.
Карбюраторы 2103 и 2106 (сняты с производства) предназначены только для двигателей 2103 и 2106, на которых установлены распределители зажигания первого выпуска (без вакуум-корректора).
Карбюратор 2107-1107010-20 устанавливают на двигатели 2103 и 2106 последнего выпуска (распределители зажигания снабжены вакуум-корректором).
Карбюратор 2107-1107010 применяют на двигателях 2103 и 2106, установленных только на автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107.
Карбюратор 2107-1107010-10 устанавливают на двигатели 2103 и 2106 с распределителем зажигания первого выпуска (без вакуум-корректора).
Карбюраторы, идущие на двигатели 2101, 21011 и 2105, недопустимо применять на двигателях 2103 и 2106 и наоборот.
Теперь пора перейти к устройству карбюратора. Мне почему-то кажется, что полная схема карбюратора приведет Вас, уважаемые читатели, в изумление и начисто отобьет охоту в ней разбираться. Поэтому я решил расчленить схему по системам. Каждая система в виде конструктивной схемы будет подробно описана с точки зрения ее устройства, регулировки и ремонта. Такой метод я считаю более правильным, так как в случае какой-либо неисправности Вы будете знать, что потребуется разбирать, а что оставить в покое. Автор решительно против лишней разборки.
Карбюратор состоит из следующих систем:
1) механизм поддержания постоянного уровня топлива;
2) системы обеспечения пуска и прогрева двигателя;
3) системы холостого хода и переходной системы второй камеры;
4) ускорительного насоса;
5) главной дозирующей системы;
6) системы эконостата.
В такой последовательности и надо рассматривать устройство карбюратора, так как это примерно соответствует очередности работы систем.
В заключение следует добавить, что все системы обеспечиваются топливом через главные топливные жиклеры (т.е. последовательно), кроме ускорительного насоса и эконостата. Переходная система второй камеры получает топливо как через главный топливный жиклер, так и непосредственно из поплавковой камеры (т.е. параллельно) в зависимости от модификации карбюратора.
электронные книги, тюнинг и не только - на сайте V-Tune